Электродвигатели - применяемый провод и изоляция Часть3

Влияние нагрева на свойственные характеристики изоляции проводов обмоток электродвигателей. Во время перемещения тока по проводникам происходит выделение тепла, которое способствует нагреву обмоток и самого двигателя. Существуют и другие источники возникновения перегревов, это потери в стали статора и ротора, порождаемые действием переменного магнитного поля, механические потери, возникающие из-за трения в подшипниках.

 

Если рассматривать проблему целиком, то приблизительно 10 - 15% от всего потребления электрической энергии несколькими способами реформируется в тепло, образовывая превышение температуры обмоток двигателя относительно к окружающей среде. При росте нагрузки на валу электродвигателя ток в обмотках пропорционально возрастает. И количественный фактор выделяемого тепла, в проводниках, растет пропорционально квадрату тока, в связи с этим перегрузка двигателя вызывает и рост температуры обмотки. Как же это влияет на изоляцию?

Излишний нагрев меняет структуру изоляции и резко снижает ее свойства. Такой процесс, в технической терминологии, называется старением. В изоляции появляется хрупкость, ее электрическая прочность резко уменьшается. На поверхности появляются микротрещины, а вот в них как раз и проникает влага и грязь. Что способствует пробою изоляции и выгоранию части обмотки. При колебаниях температуры нагрева обмоток срок службы изоляции резко снижается.

Есть специальный классификатор электроизоляционных материалов, где материал распределяется по величине нагрева и устойчивости к нему. Материалы для электроизоляции, используемые в электрических двигателях и аппаратах, по их стойкости к нагреву подразделяют на 7 классов. Из этого классификатора для двигателей асинхронных короткозамкнутых с мощностью до 100 кВт используют 5.

Часть4 -здесь.